IMG_4005.jpg

Воспитатель

Намсараева Валентина Баторовна

E-mail namsaraevav@mail.ru
Телефон 89148426993
Уровень образования средне - специальное
Ученая степень нет
Ученое звание нет
Наименование направления подготовки и (или) специальности

ФГОУ ВПО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им.В.Р.Филиппова, г.Улан-Удэ, специальность - Землеустройство01, 01.09.2008 - 18.06.2009

БРПК,2004г.,Бурятский республиканский педагогический колледж, присвоена квалификация учитель бурятского языка, литературы и русского языка, литературы национальной школы по специальности родной язык и литература;, 01.09.2001 - 18.06.2004

Данные о повышении квалификации

Развитие родной речи детей дошкольного возраста в условиях монолингвальной речевой среды. Постоянно действующий семинар., 18.01.2021 - 28.06.2021

ГАУ ДПО РБ БРИОП, 72ч.

 

"Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в образовательной организации", 08.02.2019 - 09.02.2021

ООО "Межотраслевой Институт Госаттестации", 16ч.

 

"Формирование предпосылок учебной деятельности в условиях предшкольного образования", 06.02.2017 - 09.02.2015

ГАУ ДПО РБ БРИОП, 32ч.

 

"Профессиональная деятельность педагогических работников образовательных учреждений как предмет оценки в системе аттестации", АОУ ДПО "РИКУиО", 22.10.2012 - 22.10.2012

Принимала участие в семинарских и практических занятиях в количестве 10ч.

 

"Инновационные проекты в ДОУ", АПКиППРО, г.Москва, 24.06.2011 - 29.06.2011

Прощла обучение в объёме 144ч.

 

Тема курса: "Проблемы изучения иностранного языка в начальной школе", БИПКиПРО, 12.11.2007 - 15.11.2006

Прослушала курс лекций в количестве 48ч., принимала участие в семинарских и практических занятиях.

 

Тема курса: "Становление системы профильного обучения", БИПКиПРО, 07.11.2006 - 10.11.2006

Прослушала курс лекций в количестве 38ч, принимала участие в семинарских и практических занятиях.

 

"Школа начинающего руководителя и резерва руководящих кадров", БИПКиПРО, 27.11.2005 - 06.12.2004

Прошла краткосрочное обучение в объёме 72ч., принимала участие в семинарских и практических занятиях.

 

29.08.1997 - 29.08.1997

 

Данные о профессиональной переподготовке

нет

Сведения о продолжительности опыта (лет) работы в профессиональной сфере

Образование: Бурятский республиканский педагогический колледж, присвоена квалификация учитель бурятского языка, литературы и русского языка, литературы национальной школы по специальности родной язык и литература; ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова» присуждена квалификация инженер по специальности «Землеустройство».

Год окончания: БРПК – 2004г., БГСХА – 2010г.

Трудовой и педагогический стаж работы:

2004г. – Архангайский педагогический колледж, Монголия;

2005г. – частный детский сад при школе «Галакси», Монголия;

2006г. – Ушхайтинская основная общеобразовательная школа;

2007г. – Кижингинская средняя школа – интернат;

2012г. – Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Кижингинский детский сад «Сэсэг», с. Кижинга.

Занимаемая должность: воспитатель

Педагогический стаж : 10 лет.

Стаж работы в данном образовательном учреждении: 4 года.

Повышение квалификации: курсы повышения квалификации «Становление системы профильного обучения» — 38ч. 2006г. при БИПКиПРО, «Проблемы изучения иностранного языка в начальной школе» — 48ч.2006г. при БИПКиПРО, «Школа начинающего руководителя и резерва руководящих кадров» — 72ч.2006г. при БИПКи ПРО, «Проектно – исследовательская деятельность дошкольника, как средство становления детско-взрослого сообщества» — 72ч. 2012г. при РИКУиО, «Инновационные технологии» — 72ч.2012г. при РИКУиО, «Подготовка к аттестации» — 8ч. 2012г. при РИКУиО, «Технология организации разных типов учебных занятий по бурятскому языку, второму при изучении УМК «Амар мэндэ -э!» — 8ч. 2013г. при ГБУ РЦ «Бэлиг», «Государственно-общественное управление как стратегическое направление развития современной образовательной организации» — 72ч. 2013г. при АОУ ДПО РБ «БРИОП»,»Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор обеспечения качества этнокультурного языкового внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошколного образования (на материале апробации учебно-методического комплекса «Амар мэндэ-э!» Начальный курс бурятскому языку  детей старшего дошкольного возраста)» — 8ч. 2014г. при ГБУ РЦ «Бэлиг», «Современные тенденции медиаобразования» — 24ч. 2015 при МОиНРБ, «Преемственность изучения бурятского языка и бурятской литературы в условиях внедрения и реализации ФГОС» — 8ч. 2015г. при ГБУ РЦ «Бэлиг», «Технология организации разных типовучебных занятий по бурятскому языку, второму при изучении УМК «Амар мэндэ-э!» Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста» в условиях внедрения ФГОС» — 8ч. 2015г. при ГБУ РЦ «Бэлиг»

«Моя педагогическая философия»

Кто-то становится воспитателем целенаправленно, ещё со школьной скамьи понимая ценность этой великой профессии, и ставя перед собой цель, добивается её. Для кого-то этот путь нелёгок и тернист.

Это ещё раз подтверждает, что профессия педагога – это жизнь, а в жизни все бывает по-разному. Но людей, несущее гордое звание  педагога, объединяет одно – они с радостью отдают свое сердце детям и не мыслят свою жизнь без этого.

Я выросла в многодетной семье. Мне повезло. С самого раннего детства После окончания Кижингинской средней школы им.Х.Намсараева (2001г.) и Бурятского республиканского педагогического колледжа (2004г.) по международному обмену опытом выехала в Монголию. Вернувшись через два года на малую родину, работала в школах района. С 2012 года работаю учителем бурятского языка в МАДОУ Кижингинский детский «Сэсэг».

Я считаю, что звание педагога должно складываться из отзывов родителей и, конечно же, наших детей. Но мне важно не столько мнение окружающих, сколько сам процесс ежеминутного взаимодействия с детьми. Хотя все в жизни взаимосвязано. С радостью ли ребенок переступает каждый день порог детского сада, встречает ли тебя с улыбкой, даже если он уже учится в школе, играет ли в сюжетно-ролевую игру «Детский сад» дома, непременно становясь именно на твое место – вот наивысшая оценка педагога, даже если у него нет наград и медалей.

Время, проведенное с детьми, пролетает незаметно и интересно. Вместе с детьми мы ставим театральные постановки бурятских и русских народных сказок. Ежегодно в учреждении проходит неделя «Бурятского языка», «Белого месяца», где проводятся утренники, конкурсы «Юный Гэсэр»  и «Юная Дангина». Учитывая важность и актуальность задач изучения бурятского языка, особое внимание уделяю национально-региональному компоненту, справедливо полагая, что ребенку с дошкольного возраста нужно развивать интерес к культуре народов.

В настоящее время, с каждым годом у нас увеличивается число людей, не владеющих родным языком. В своей педагогической деятельности я работаю над формированием у детей бурятской разговорной речи, литературной речи. Ребенок должен научиться воспринимать и понимать речь на слух, говорить в пределах доступной для него тематики. Лучше всего начинать учиться родному языку в дошкольном возрасте. Так как в этом возрасте они очень восприимчивы, способны к запоминанию и имитации. При обучении дошкольников стараюсь целесообразно использовать эффективные методы и приемы обучения.  Основополагающей целью является повышение роли бурятского языка как государственного, интереса к изучению и популяризации его в обществе.

Совместно с детьми и «Клубом молодых семей Сэсэг» я показала мастер-класс «Путешествие Капельки» из УМК «Байкальский сундучок» на V Всероссийском Байкальском образовательном форуме.

На VI Всероссийском Байкальском образовательном форуме мои воспитанники представили флэшмоб «За сохранение и чистоту Байкала» и проект « Тропинка здоровья» на территории детского сада с оздоровительными эффектами, такими как: песок, мох, мокрый песок, деревянные бруски, галька, трава.

Мне очень нравится наблюдать за поведением детей, как по-разному они относятся друг к другу, животным, игрушкам. Все больше убеждаюсь в том, что светлые, добрые чувства нужно воспитывать в детях постоянно, чтобы в детских сердцах утвердилось заботливое отношение ко всему живому.

Очень часто читаю детям книги, а затем вместе с детьми анализируем прочитанное. Ведь книги позволяют воспитывать у детей любовь и уважение. Из содержания книг дети черпают уроки доброты, осуждают зло, оценивают поступки людей. Вместе мы делаем первые, самые трудные шаги: дети осваивают новый, неизвестный им мир, а я набираюсь опыта в профессии  педагога.

Многое в жизни человека зависит от того, как прошло его детство, как его воспитали, какое представление о мире заложили в раннем возрасте, какие качества помогли развить. Таким образом,  чем больше радости у ребенка в детстве, тем больше он ее подарит людям, став взрослым. Дети – это самое лучшее, что есть в нашей жизни. Именно им  мы отдаем частичку  своей души, частичку своего сердца!

Мы создаем вокруг ребенка атмосферу любви и взаимопонимания и искренне заинтересованы в успешной судьбе каждого ребенка. Именно такая атмосфера способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка.

В образовательном процессе стараюсь целесообразно и эффективно использовать современные средства обучения, применяю дидактические материалы, оборудование и технологии. Это способствует продуктивности образовательного процесса и результативности в работе с детьми. Стараюсь творчески и методически грамотно организовать образовательный процесс на основе систематичности, планомерности и целенаправленности.

В своем коллективе с 2013г. избрана председателем Профсоюзного Комитета. Как председатель ПК организовываю интересные досуговые мероприятия, вовлекая в общественную жизнь своих коллег. Осуществляем защиту прав и интересов членов Профсоюза по трудовым вопросам. Оказываем информационно-методическую, консультативную, правовую, материальную и другие виды помощи членам Профсоюза.

В рамках районных мероприятий также принимаю активное участие. Награждена дипломом обладательницы Гран-При в районном конкурсе эстрадных песен «Звездный дождь —  2013», участвовала в проекте «Зурхэнэй дуун — 2014», «Звездный дождь —  2016».

Работаю над повышением своего профессионального уровня, прохожу курсы повышения квалификации при БРИОП. В качестве самообразования знакомлюсь с новой методической литературой, слежу за периодическими изданиями, читаю «Одон» и т.д. Все это позволяет мне творчески решать и применять на практике новейшие достижения.

Мой педагогический путь только начинается. Мне еще многое предстоит узнать, многому нужно научиться. Возможно, изменится мой педагогический взгляд на воспитание и обучение дошкольников, но одно  знаю точно: я люблю свою профессию, свой детский сад, своих воспитанников и коллег.

Мои достижения

  1. Грамота Министерства культуры Республики Бурятия за III место в районном фестивале – конкурсе исполнителей на музыкальных инструментах.
  2. МУБИС-ийн харьяа Архангайн аймаг дахь Багшийн коллеж захиргаа «Талархал».
  3. Диплом МО «Кижингинский район» отдела по делам молодёжи, физической культуры и спорту за участие в КВН.
  4. Диплом обладательниц Гран – При в районном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Звёздный дождь – 2012».
  5. Почетная грамота за неутомимый и добросовестный труд, высокую ответственность, проявленную инициативу и высокие результаты в организации и проведении выездной экспедиции в Кижингинский район «Интеграция инновационной образовательной среды и социокультурного пространства сельского района» в рамках V Всероссийского Байкальского образовательного форума — 2013г.
  6. Буряад Республикын hуралсалай болон эрдэм ухаанай министерство «Хэжэнгын аймаг» гэhэн муниципальна байгууламжын захиргаан Хэжэнгын эрдэм hуралсалай таhаг «Буряад хэлэнэй hайндэр — 2014» ʏргэмжэлэл «Методическа заабари» гэhэн харалга мʏрысѳѳндэ — I шатын Диплом
  7. Диплом МОиНРБ за активное участие в подготовке и проведении VI Всероссийского Байкальского образовательного форума – 2014г. «Ребенок в пространстве будущего»
  8. Грамота Комитета по социальной политике администрации МО «Кижингинский район» за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, сентябрь 2014г.
  9. Диплом лауреата республиканского конкурса «Воспитатель года Бурятии» в номинации «За использование инновационного оборудования», МОиНРБ, 2014г.
  10. Почетная грамота Администрации МО «Кижингинский район» за достигнутые успехи, ноябрь 2014г.
  11. Благодарственное письмо за активное участие в проведении республиканского интернет-конкурса «Никто не забыт-ничто не забыто!», 2015г.
  12. Грамота за III место в районном конкурсе художественного чтения «Стихи, опаленные войной…». 2016г.
  13. Диплом «Гран — При» в районном конкурсе «Звездный дождь-2016» в номинации «Хореография»
  14. Диплом III степени межрегионального фестиваля педагогических идей и новинок в области дошкольного образования XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество», МОиНРБ ГАУ ДПО РБ «БРИОП», 2016г.

ГРАМОТЫ

                                           

Достижения воспитанников

                                            

Межрегиональный фестиваль педагогических идей и новинок

в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века:

педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»

20-21 октября 2016г. в ГАУ ДПО РБ «БРИОП» прошел фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования. На фестивале приняли участие Забайкальский край и дошкольные учреждения Республики Бурятия и г. Улан-Удэ. Во второй день фестиваля участники разделились на шесть мастерских по разным направлениям. Наша мастерская называлась «Реализация ООП: национально-региональный компонент», в ней приняли участие воспитатель старшей группы Намсараева В.Б. и старший воспитатель Цындежапова Г.Б. За участие  в фестивале награждены дипломом III степени.

                                 

VI Всероссийский Байкальский образовательный форум — 2014

«Ребенок в пространстве будущего «

     

«Воспитатель года — 2014»

     

V Всероссийский Байкальский образовательный форум — 2013 «Интеграция инновационной образовательной среды и социокультурного пространства сельского района»

   

Районный фестиваль народных игр «Урданайнгаа буряад наадануудаа hэргээе «

В рамках месячника бурятского языка на базе нашего детского сада «Сэсэг» прошел районный фестиваль народных игр под названием  «Урданайнгаа буряад наадануудаа hэргээе».

Бурятский народ богат своей историей, культурой, национальными традициями. Он на протяжении многих столетий создавал своё самобытное искусство.

Основы добра, справедливости, любви к народу, к его культуре закладываются в детстве. Чтобы не терять своей самобытности, надо постоянно обращаться к культуре бурятского народа. Всё это сохраняется и передаётся нам, детям, через устное народное творчество – фольклор, в котором отражены национальные особенности.

Все народы сопровождают свои мероприятия песнями, играми, танцами. В них отражаются представления народа о прекрасном, они характеризуют лицо народа.

Из глубины веков дошли до нас народные игры, которые были непосредственно связаны с различными сторонами быта и трудовой деятельностью бурятского народа.

Это помогает вырастить юной смене умной, доброй, смелой, трудолюбивой, любящей свой народ, свои традиции. Поэтому мы решили провести на базе нашего детского сада  одну из самых интересных традиций — бурятские народные игры, ведь через них не забываются корни и не разрывается связь времен и поколений.

В фестивале приняли активное участие детские сады «Одон» из с.Загустай (руководители Михайлова Ж.Б., Содномова Е.В.), детский сад «Анюта» из с.Чесан (руководители Жалсанова Д.Н., Намсараева Х.Ц.),  Ушхайтинский детский сад (руководители Бадмаева Э.Б.,  Бальжинимаева Б.Н.), Кижингинские детские сады «Баяр» (Дамдинжапова Л.Б., Банзаракцаева Э.А.), «Жаргал» (Доржиева А.А., Бадмаева С.Б.) и, конечно же, мы – организаторы бурятских игр- детский сад «Сэсэг», учитель бурятского языка Намсараева В.Б.

Почетными гостями наших игр были методист районного отдела образования – Дашиева Дарима Батоевна, главный специалист отдела культуры – БуянтуеваЛариса Галсановна, Цыренова СубадСампиловна – учитель бурятского языка, которые были в составе жюри.

Праздник бурятских народных игр начался с приветственной песни, которую исполнили дети старшей группы. Также с напутственными словами выступил герой бурятских народных сказок Будамшуу, которую сыграла воспитатель Шойропова Д.Б.

Были проведены разные народные игры, такие, как: «Шоно ба тарбаганууд», «Саган модон», «Бээлэй тууха», «Алтан, наашаа гара», «Зуун, утаhан, зангилаа», «Ботого буурашалга», «Шагай наадан» и т.д. Все участники были в национальных костюмах. Каждый детский сад по-своему разыграл свои народные игры, что было очень интересным для всех. Дети с удовольствием активно участвовали, воспринимали опыт, практику и навыки в играх. Эти игры помогли продемонстрировать свои таланты и опыт в проведении национальных игр.

   

Республиканский профсоюзный конкурс «Никто не забыт, ничто не забыто!» в рамках празднования 9 мая

Информационная карта

  1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
Образовательная область% освоенияПримечание
Физическое развитие85Для осуществления физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

оборудован музыкально-спортивный зал, приобретено необходимое спортивное оборудование и инвентарь;

— в группах созданы центры двигательной активности.

Система физкультурно-оздоровительной работы в МАДОУ в строилась на проведении следующих мероприятий: профилактические (витаминотерапия, период летней оздоровительной работы, музыкотерапия, фитоницидотерапия, дыхательная и пальчиковая гимнастика, гимнастика после дневного сна); закаливающие (ходьба по массажным дорожкам, полоскание горла).

Для реализации поставленной задачи «Формирование у детей потребности и мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья посредствам здоровьесберегающих технологий» применялись:

— Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая,

гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика ортопедическая.

— Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурные занятия, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой, занятия по здоровому образу жизни,  утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультурные досуги и праздники.

Ведется работа с родителями (анкетирование, опросы, консультации, совместные спортивные праздники и досуги).

С педагогами проведена следующая работа:

1.         Консультации:  «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», «Воспитательная работа с детьми, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни», «Организация совместной деятельности педагогов с детьми в ходе режимных моментов», «Условия для двигательной активности, профилактики и оздоровления».

2.         Открытые взаимопросмотры физкультурных мероприятий.

3.         Оперативный контроль «Организация двигательного режима в течение дня», «Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения», «Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов», «Организация питания».

5.         Тематический контроль «Система работы по формированию у детей потребности и мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья».

6.         Педчас «Организация здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса», «Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка».

7.         Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ходе режимных моментов»

8.         Педсовет «Формирование у детей потребности и мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий».

Вывод:

Используются здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах систематически и методически грамотно, используются инновационные подходы к здоровьесбережению воспитанников ДОУ.

Для закрепления позитивных результатов необходимо продолжить работу по:

— систематическому проведению закаливающих, профилактических мероприятий;Хочу такой сайт

— повышению квалификации педагогов по данной тематике (организация семинаров-практикумов, мастер-классов для обмена опытом);

— решению вопросов воспитания здорового ребенка в тесном контакте с семьей (организация семинаров для родителей, проведение совместных спортивных праздников и досугов).

Необходимо в течение учебного года продолжать уделять внимание закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств, закреплению навыков опрятности, формированию навыков личной гигиены,  укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для закаливания организма, продолжать работу по становлению ценностей ЗОЖ.

 
Познавательное развитие83   Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, любознательность, создать необходимые для этого условия, через технологию экспериментирования и проектный метод. Необходимо уделить внимание формированию у детей целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков.

Пути решения проблем в развитии познавательной сферы: проводить с детьми индивидуальную работу, используя технологию экспериментирования и проектный метод, которые способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Речевое развитие 80 Необходимо продолжать уделять серьёзное внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей через индивидуальную работу, организованную деятельность, театрализованную деятельность, ознакомление с миром природы, учить детей внимательно слушать литературные произведения, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно читать стихи,  приобщать к семейному чтению. Необходимо внимательно относиться к материалу для чтения, т.к. это образец грамматически и синтаксически грамотной речи, который дошкольники могут получить только из литературы. Здесь же стоит вопрос о бережном отношении к книге в целом. В этом вопросе нам помогает взаимодействие с библиотекой, куда дети приходят, как в гости к книгам и создана особая атмосфера для ребят.
Социально-коммуникативное развитие 78Необходимо усилить работу по закреплению знаний у детей правил безопасности в детском саду, дома и правил безопасности на дороге.

Пути решения проблем в развитии социальной сферы детей: продолжать работу с детьми через использование дидактических, сюжетно-ролевых игр; заинтересовывать детей через игровые ситуации, чтение книг с проблемными ситуациями.

Художественно-эстетическое развитие83На воспитание художественного вкуса и восприятия оказывает влияние множество факторов. В первую очередь окружающая среда:  оформление группы, подбор игрушек, качество дидактического материала, иллюстраций, использование музыкального оформления во время ОД и в течение дня.

Но основное – личность педагогов: передать воспитанникам умение эмоционально воспринимать прекрасное, увидеть красоту окружающего мира, выразить ее творчески, а также следить за внешним видом, аккуратно обращаться с окружающими предметами. Дети перенимают у взрослых не то, что они говорят, а то, что они сами делают.

Вывод:

Анализ качества освоения программного материала воспитанниками по образовательным областям позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок: наиболее высокие результаты у воспитанников по образовательным областям «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

 
 
  1. Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности
ГодНазвание конкурсаУровеньФ.И. ребенкаРезультат
2012г.Конкурс чтецов «Жэнхэни хэлэмнай жэрьег лэ!» по произведениям Г.Дашабылова, Ц.ГалановаРайонный конкурсЯнжима Тушинова Янжима Дашиева Зоригто ШоёновУчастие
2013г. «Маленький принц» Районный конкурсФилиппов ДаниилIII место
2013г. «Маленький принц»  Районный конкурсСадыков ДимаУчастие
2014г.«Эдир Баатар, Эдир Дангина» Районный конкурсНамсараева СурэнаIII место
2014г.«Эдир Баатар, Эдир Дангина»Районный конкурсБадеев СанчирIII место
2014г.Конкурс чтецов «Долгие верста войны»Районный конкурсЖимбеев Дашидондок и Намсараева СурэнаУчастие
2016г.«Амар мэндээ, Сагаан hара!»Районный конкурс рисунковПавлова АнжеликаI место
2016г.«Безопасная дорога глазами ребенка»Районный конкурс рисунков и комиксов по ПДДЗодбоева СайзанаII место
2016г.«Урданайнгаа наадануудые hэргээе»Районный конкурсСтаршая группаI место
2016г.«Я рисую маму»Районный конкурс рисунковСтаршая группаI место
2016г.«Мисс Дюймовочка»Районный конкурсЦырендоржиева АдисаГран-При
2016г.«Радуга открытий»Открытый всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ детей дошкольного возрастаСтаршая группаДиплом победителя в номинации «Умные опыты»
2016г.«Лучший уголок по ПДД»Районный конкурсСтаршая группаI место
2017г.«Маленькие исследователи»Районная детская НПКПавлова АнжеликаII место
2017г.«Новогодний подарок»Районный творческий конкурсНамсараев АлександрЛауреат
2017г.«Эдир Баатар, Эдир Дангина»Районный конкурсЦыденжапова СарантуяI место
2017г.«Маленький принц»Районный конкурсНамсараев АлександрII место
 
  1. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Участие в конференциях, совещаниях, семинарах, педагогических чтениях

ГодСобытиеУровень (ОО, МО,РБ,РФ, международный)Степень участия (докладчик/ участник)Результат
2013Ежегодная педагогическая августовская конференция работников образования Кижингинского районаРайонныйВыступление с докладом «Интеграция инновационной образовательной среды и социокультурного пространства сельского района»Диплом
2014Районный фестиваль народных игр «Урданайнгаа буряад наадануудые hэргээе»РайонныйАвтор и руководитель фестиваляГрамота
2016Районный семинар в с.Загустай д.с. ОдонРайонныйДокладчик «Интеграция инновационной образовательной среды и социокультурного пространства сельского района» 
2017Районный семинар «Поддержка детской инициативы»РайонныйЭксперт 

 

Разработка и апробация модифицированных/ экспериментальных программ/ программ дополнительного образования

ГодПрограммаСтепень апробацииРезультат
12 октября 2016г.УМК «Амар мэндэ-э!»

Авторы: Г.-Х. Ц. Гунжитова

О.А.Дареева

Б.Д.Шожоева

Наш детский сад является апробационной площадкой по изучению бурятского языка. Задействованы 4 группы ДОУ: старшая, средняя и 2 младшие группы «ФБГОУ ВО « БГУ» Дипломом  II степени за участие в фестивале методических идей «Мы изучаем бурятский язык» среди ДОО РБ. Основная  цель фестиваля: выявление инновационного опыта изучения бурятского языка в ДОО и определение перспективных направлений.
  Пилотная площадка«Новый детский сад Бурятии»

 

 

Разработка учебно-методического комплекта к программам (проектам), в том числе электронных методических и дидактических материалов

ПрограммаУчебно-методическое сопровождение (перечень)
«Тоонто нютаг»Зорилго:

I.Yхибүүд саадта ерэхэдээ, нютаг хэлэн дээрээ хөөрэлдэдэг байдагынь мэдээжэ. Тиимэhээ тэдэниие түрүүшын үдэрhөө литературна  үгэнүүдтэй танилсуулха тон шухала.

II.Yхибүүдэй үгын баялигые үргэдхэхын тула шэнэ үгэнүүдтэ тон ехэ анхарал табигдаха болоно. Шэнэ үгэнүүдтэй танилсуулхын тула шадаал hаа юумэнүүдые гү, али зурагуудые харуулхаяа оролдохо хэрэгтэй.

III.Багшын асуудалда үхибүүд харюу үгэжэ hураха ёhотой.

IV.Yхибүүд багшын уншажа үгэхэдэ, анхаралтайгаар шагнаха, ойлгоhоноо шадахыса хөөрэжэ hураха болоно.

V.Дүрбэ, табан наhатай үхибүүд зохид шүлэгүүдые сээжэлдэхэ болоно. Багша өөрынгөө үзэмжөөр сээжэлдүүлхэ, шүлэгөө шэлэн абаха болоно.

VI.Ямаршье текст уншажа  үгэхынгөө урда үхибүүдтэ ямар үгэнүүд ойлгогдохогүйб гэжэ элирүүлхэ хэрэгтэй. Хүүгэдтэ тэдэ үгэнүүдэй (нютагай диалектдэ үгы гү, али бии аад, ондоо удхатай) удхые ойлгуулжа үгэхэ.

«Урданайнгаа наадануудые hэргээе»Зорилго:

•Үхибүүдые команда соо наадажа hургаха;

•Аман хэлэлгэ хүгжөөхэ;

•Урданайнгаа буряад наадануудта ба турэл дайдадаа дурлал хумуужуулхэ

«Путешествие капельки»Цель: ознакомление детей с названиями рек, с озером Байкал, её  природой; закрепление умения рисовать мятой бумагой; развитие речи, внимания, памяти; обогащение словарного запаса; обогащение представления детей о природе Байкала; пробуждение интереса к природе и её явлениям; воспитание бережного отношения и любви к природе.
«Шара набшын халуунаар»Зорилго:

•Үхибүүдые команда соо наадажа hургаха;

•Аман хэлэлгэ хүгжөөхэ;

•Байгаалида дуратай болгожо, хамгаалжа ябаха гэhэн ажал үнгэргэхэ.

«Дангина Баатар»     приобщение   детей к изучению традиционной культуры и бурятского языка, лучшим образцам отечественного и национального искусства, любительскому творчеству, нравственно-эстетическим ценностям;

· выявление новых  имен среди талантливых детей;

· стимулирование творческой инициативы педагогов и детей,          совершенствование исполнительского мастерства;

·поддержка педагогов, руководителей,   занимающихся эстетическим  воспитанием  подрастающего поколения.

«Сагаалган»Задачи:

1. Познакомиться с традициями праздника (обряды и обычаи) празднования Сагаалгана.

2. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю.

3. Формирование укрепление здоровья детей, развитие двигательной культуры.

«Буряад хэлэнэй hайндэр»Зорилго:

•үхибүүдые буряад хэлэн дээрээ hайнаар, зүбөөр хэлэжэ hургаха;

•үхибүүдые уран гоёор шүлэг, үреэл хэлэжэ hургаха;

•үхибүүдэй хэлэ хүгжөөхэ, баяжуулха;

•түрэл буряад хэлэн дээрээ  хөөрэлдэжэ  ябахаб гэhэн мэдэрэл түрүүлхэеэ оролдохо.

 

Результативность инновационной деятельности

Год Тема инновационной деятельностиУровень организации инновационной деятельностиСтепень участия (участник творческой группы, руководитель)Результат
2013 «Интеграция инновационной образовательной среды и социокультурного пространства сельского района».

Педагогическое мероприятие «Путешествие Капельки» в старшей группе

V Всероссийский Байкальский образовательный форумУчастникПочетная грамота
2014г.«Ребенок в пространстве будущего»

Флешмоб «Мы за чистоту Байкала»

VI Всероссийский Байкальский образовательный форумУчастникДиплом МОиН РБ
2014г.«Воспитатель года» Республиканский профессиональный конкурсМОиН РБДиплом лауреата в номинации «За использование инновационного оборудования»
2017г.Интернет-конкурс «Лучшая профсоюзная страница на сайте образовательной организации»Республиканский профсоюзный конкурсУчастникУчастие
 

В своей педагогической деятельности я использую Интернет ресурсы, сопровождаю педагогические  мероприятия компьютерными презентациями, которые позволяют повысить информационную насыщенность педагогического мероприятия, дополняют и углубляют их. Основными целями использования компьютерных технологий в своей деятельности я вижу: повышение и углубление знаний, развитие психофизических качеств воспитанников  в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде. Использование ИКТ позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Компьютер значительно расширил возможности представления учебной информации. Полученные знания по ИКТ активно используются мною в работе для подготовки к педагогическим мероприятиям, поиска информации в сети Интернет, выполнения проектной деятельности. Знания ИКТ позволили мне опубликовать разработанные материалы на сайте сада.  В своей деятельности я активно использую интерактивную доску, расположенную в нашей группе, что выводит процесс обучения на качественно новый уровень, оказывая мне неоценимую помощь в работе. Преподавание с помощью интерактивной доски обеспечивает хороший темп занятия и увеличивает время на обсуждения и закрепления новых знаний.

Являюсь руководителем  сайта нашего детского сада. В октябре 2017 г.  Приняла участие в конкурсе сайтов по профсоюзной линии.

 

Результативность участия в профессиональных конкурсах

ГодНазвание профессионального конкурсаНазвание конкурсной работыУровеньРезультат
2012г.«Звездный дождь»Конкурс исполнителей эстрадной песниАМО «Кижингинский район»

МБУК «Одон»

Гран-При
2013г.«Интеграция инновационной образовательной среды и социокультурного пространства сельского района»V Всероссийский Байкальский образовательный форумВсероссийскийПочетная грамота
2014г.«Ребенок в пространстве будущего»VI Всероссийский Байкальский образовательный форумВсероссийскийДиплом МОиН РБ
2014г.«Воспитатель года» Республиканский профессиональный конкурсМОиН РБДиплом лауреата в номинации «За использование инновационного оборудования»
2014г.«Буряад хэлэнэй  hайндэр»«Методическа заабари» харалга-мурысоонАМО «Кижингинский район»I шатын диплом
2014г.«Ехор»Районный конкурсАМО «Кижингинский район»II место
2014г.«Дни бурятского языка»Районный конкурс фольклорных ансамблейАМО «Кижингинский район»II место
2015«Эрхим диктант»Социальный районный конкурсГБОУ Кижингинская школа-интернат среднего (полного) общего образованияIV место
2015г.«Никто не забыт – ничто не забыто!»Республиканский Интернет-конкурсБРО ПРОФБлагодарственное письмо за участие
2016г.«Стихи, опаленные войной…»Конкурс художественного чтенияАМО «Кижингинский район» МАДОУ детский сад «Жаргал»III место
2016г. «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество», посвященного 120-летию со дня рождения Л.С.ВыготскогоМежрегиональный  фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образованияМежрегиональныйДиплом III степени
2016г.«Звездный дождь»Конкурс эстрадных песен и танцев народов мираАМО «Кижингинский район»

МБУК «Одон»

Гран-При
2017г.«Ансамблевое пение»I Республиканский профсоюзный фестиваль молодых педагоговБРО ПРОФI  место
 

Диссеминация опыта деятельности и практических результатов своей профессиональной деятельности в межаттестационный (доаттестационный) период

Форма представленного опыта работы (доклад, публикация, творческий отчет, мастер-класс и т.д.)Мероприятие/событиеУровень (муниципальный, региональный, федеральный, международный)Тема представленного опыта работыДата представления
Доклад         Ежегодная районная августовская конференция работников образования Кижингинского района РайонныйИз опыта работы V Байкальский образовательный форум, состоялась образовательная экспедиция «Интеграция инновационной образовательной среды и социокультурного пространства сельского района».Август, 2013
ДокладСеминар в Загустае «Одон»РайонныйИз опыта работы V БОФ мастер класс «Путешествие Капельки»2015
Мастер-класс V Байкальский образовательный форум Всероссийский«Путешествие Капельки»2013
Флешмоб VI Байкальский образовательный форумВсероссийский«Мы за чистоту озера Байкал!»2014
Публикация СМИРайонный«Буряад наадануудаа hэргээе!» Ноябрь, 2014
ПубликацияКнигаМежрегиональный«Учитель именем твоим…»2013
ЭкспертСеминарРайонный«Поддержка детской инициативы»

По ФГОС

2016
УчастникФестивальМежрегиональный«Реализация ООП: национально-региональный компонент»2016

Я принимаю участие в конкурсе « Моя Родина» - "Минии Тоонто" от издательского дома «Буряад Унэн». Для тех, кто знает и любит бурятский язык

Намсараева Валентина Баторовна, Хэжэнгын «Сэсэг» гэhэн хуугэдэй сэсэрлигэй хумуужуулэгшэ. «Yлгы нютаг Хэжэнгэ» танай анхаралда 

#миниинютаг_конкурс_bu

https://burunen.ru/bur/news/culture/73203-lgy-nyutag-..


                                               Тоонто нютаг

«Түрэл хэлэн, түрэhэн дайда хоёроо хаанашье яба – мартахагүйш…», гэhэн мүрэнүүд нээрээшье хүн бүхэндэ таарагдама.

Хүн бүхэн ѳѳрын нютагтай. Минии тоонто нютаг – минии түрэhэн дайда, минии түрүүшын алхамуудые хэhэн нютаг – үлзы hайхан Хэжэнгэмни. Эндэ би бага наhанhаа hургуулитай боложо, хани нүхэдтэй болооб. Оѳрынгѳѳ гэр булэтэй боложо амгалан ажаhуудагби.

Хэбэд номхон Хэжэнгэмни 1940 ондо, декабриин 12-то Хориин аймагhаа амяараа болоhон түүхэтэй. Баруун талаhаань Хэжэнгэ гол, харин зүүн талаhаань Худан гол урдажа, Yдэ гол руу урдадаг. Манай тоонтомнай үндэр набтар хада уулануудтай, набшаhата, шэлбээhэтэ ой модотой.  Тэрээн дотор үнэгэн, шоно, буга, хандагай,  гүрѳѳhэн гэхэ мэтэ олон ангууд  байдаг. Түрэл байгаалиин агаар арюухан даа!

Элдин хонгор Хэжэнгэмнай олон мүргэдэг газартай: Шалсаана Буурал баабай, Һэбхеэн буурал баабай, Хэжэнгымнай дацан, Джарун Хашорай субарга г.м. болоно. Манай нютагай зон ехэ hүзэгтэй зон. Эдэ мүргэлэй газарнуудта ошожо, дайдынгаа эзэдые хүндэлжэ, баярлуулжа, үргэл үргэжэ ябадаг. Обоо тахидаг заншалтай.

Энээнhээ гадна Хэжэнгэ нютагнай олон бэлигтэй  зоноор суутай. Нэрлэбэл, Х.Намсараев, Г.Дашабылов, Ц.Номтоев, Э.-Х. Галшиев, Б.Ямпилов, Д. Жанаев г.м. болоно.

Минии hанахада, хүн бүхэндэ түрэhэн тоонто нютаг хэзээдэшье hанал бодолдо байдаг. Хаанашье ябабал, түрэhэн дайдаhаа дүтэ юумэн байхагүй. Миниишье буусахан Хэжэнгэмни хэзээдэшье сэдьхэлэймни бодолдо мүнхэ байдаг. Тиимэhээ тоонто нютагаа дээшэнь үргэжэ, нэрыень суурхуулжа, түрэл байгаалиингаа арюухан агаарыень бузарлангүй, ой модыень отолонгүй, ан гүрѳѳлыень хюдангүй, гол нуурнуудайнгаа  уhыень муухай болгонгүй ажаhууха манай нютагай зоной нангин уялга болоно. Манай аажамхан Хэжэнгэ тоонто нютагнай үшѳѳ олон жэлдэ хүгжэхэнь болтогой!

«Вовлечение родителей в образовательную деятельность в рамках парциальной программы «Хонгёохон хонхонууд».

На сегодня наш детский сад второй год, как в экспериментальном проекте – «Монолингвальная речевая развивающая среда на бурятском языке», под руководством Сономбал Цыденовича Содномова.

В рамках педагогического эксперимента вся наша образовательная деятельность проходит только на бурятском языке. И мы используем методические пособия, рекомендации, парциальные программы, которые опубликованы нашим научным руководителем и педагогами.

Для успешной реализации программы, мы часто используем парциальную программу, именно по музыкальному воспитанию, «Хонгёохон хонхонууд»

На сегодня немаловажную роль в обучении бурятскому языку играют роль наши заказчики, законные представители (родители).

Основная цель в музыкальном воспитании – это создание предпосылок в моноэтнической бурятской среде.

Сегодня острая проблема в системе дошкольного музыкального образования состоит в нехватке материала по музыке для проведения НОД, музыкальных мероприятий.

Для решения этих проблем необходимо не только создавать условия, среду дошкольного образовательного учреждени, но и посредством просвещения родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательном процессе.

Для успешной работы в реализации этого эксперимента, участие родителей в наших праздниках, конкурсах даёт особенную важность. Потому что совместное переживание детьми и родителями и каких-либо событий является очень важным при подготовке праздников и утренников. А именно, участие родителей в праздниках, досугах, играх, исполнение ролей персонажей и т.д.

В приобщении родителей к совместной музыкальной деятельности особое место занимают праздники. Именно на празднике, который даёт возможность чувствовать себя раскрепощённо, раскрываются эмоциональные, коммуникативные возможности каждого ребёнка. Родителям может быть предложено участие в играх, сценках, танцах, пении, исполнении ролей персонажей и т.д.

14 октября 2022 года, мы с нашими детьми приняли участие в районном конкурсе «Бэлигyyн толиин туяа доро», посвящённая Э.-Х. Галшиеву.

Всё мерпоприятие проводилось только на бурятском языке. Было несколько этапов:

- «Бэлигуун толи» - «Зерцало мудрости» - hургаал;

- «Даян дэлхэй» - конкурс названий животных и цветов;

- «Уран баримал» - лепка птицы и животного;

- «Арадай хэлэhэн угэнууд соо алтанай дуhал байдаг юм» - конкурс пословиц;

- «Буряад онтохон» - инсценирование сказок;

- «Дуулаха дуратайб!» - конкурс песен;

- «Э.-Х.Галшиевай магтаал».

Конечно, в этом конкурсе огромная помощь и поддержка была со стороны наших родителей в инсценировании сказки «Будамшуу»

Совместная плодотворная работа детей с родителями, музыкальным руководителем и воспитателями очень помогла нам в победе конкурса. Наша команда заняла почётное III место.

Совместное разучивание слов, текста, песен, ролевой игры на родном бурятском языке не только несёт радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью бурятского литературного языка.

В процессе приобщения к музыкальному воспитанию дошкольников у детей развивается интерес к бурятской речи, музыкальному искусству; проявляется способность исполнять песни; проявляются в различных видах музыкальной деятельности, движении под музыку, слушании.

Формируется желание следить за развитием действий в художественном произведении на бурятском языке (сказки, инсценировки, рассказы, стихи и т.д.); воспринимать их содержание.

Формируется умение эмоционально откликаться, сопереживать персонажам, узнавать их в книжных иллюстрациях.

Благодаря такому взаимодействию, вовлечению, родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно - образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребёнка наравне с педагогами детского сада.

https://youtu.be/HSvYTYA46Cw

https://youtu.be/UDD4D4klAos

2022 ондо ноябриин 9-ндэ манай хуугэдэй сэсэрлигтэ "Урданайнгаа наадануудые hэргээе" гэhэн аймагай мурысоон унгэроо. Мурысоондэ хабаадаhан хуугэдэй сэсэрлигууд:
Загаhатын хуугэдэй сэсэрлиг - "Одон",
Могсохоной хуугэдэй сэсэрлиг - "Наран",
Хэжэнгын хуугэдэй сэсэрлиг - " Жаргал",
Ушхайтын хуугэдэй сэсэрлиг
Хэжэнгын хуугэдэй сэсэрлиг - "Сэсэг".
Мурысоонэй гол шухала зорилго: буряад хэлэ хугжоолгэ, үндэһэн буряад арадайнгаа нангин һайхан һургаалнуудта, ёһо заншал, заабаринуудта hургалга болоно.
Хэр угһаа хойшо дамжан ерэһэн һонирхолтой нааданууд олон юм. Буряад арадай нааданууд, үни холын сагһаа, өөрын онсо илгаатай юм. Үндэһэн буряад нааданууд олонхи ушарта хүнүүдые, илангаяа үхибүүдые хурдан солбон, һанаамгай, һонор ухаатай, бодолоо түргэн гүйлгэхэ, һүбэлгэн болохо хэрэгтэ угаа ехэ нүлөөтэй, удха шанартай юм.
Хабаадаhан хуугэдэй сэсэрлигууд: "Бээлэй тууха", "Алта нюулга", "Шагай наадан", "Тэбэг сохихо","Шоно ба тарбагад" гэhэн наадануудые харуулжа, маанадые баярлуулаа.
дахин һэргээгдэжэ эхилэнхэй. Тэдэнэй тоодо
Элинсэг хулинсагаймнай эхэ эсэгын hургаалнуудые ёhо заншалнуудые, наадануудые ургэноор хэрэглэн ябая, юундэб гэхэдэ ухибууд балшар бага наhанhаа энэ сэсэн hургаалнуудые ойлгожо, хадуужа абабал, турэhэн тоонто нютагтаа, эхэ эсэгэдээ, аха дуунэртээ, нухэдтоо муугаар хандаха еhогуй, дуратай болохо гэжэ hанагдана.
Мурысонэй дунгууд:
1 hуури - Хэжэнгын хуугэдэй сэсэрлиг - "Жаргал"
2 место, Могсохоной хуугэдэй сэсэрлиг - " Наран"
3 место - Хэжэнгын хуугэдэй сэсэрлиг - " Сэсэг"

https://youtu.be/JheWvqxcmC0

Урданайнгаа наадануудые hэргээе

Аймагай мурысоон - «Бэлигyyн толиин туяа доро»
2022 оной октябриин 14-дэ манай хуугэдэй сэсэрлигэй ухибууд «Бэлигуун толиин туяа доро» гэhэн, Э.-Х.Галшиевта зорюулагдаhан мурысоондэ эдэбхитэй хабаадаабди.
Мурысоон гансахан буряад хэлэн дээрэ унгэроо юм.
Мурысоонэй шатанууд гэхэдэ:
- «Бэлигуун толи» - hургаал;
- «Даян дэлхэй» - амитадые ба сэсэгудые нэрлэлгэ;
- «Уран баримал» - шубуунай ба амитанай дурэ уран баримал;
- «Арадай хэлэhэн угэнууд соо алтанай дуhал байдаг юм» - оньhон угэнуудые хэлсээн;
- «Буряад онтохон» - инсценировани;
- «Дуулаха дуратайб!» - дунуудай мурысоон;
- «Э.-Х.Галшиевай магтаал».
Энэ мурысоондэ хабаадахадамнай манай гэртэхинэй талаhаа ехэ туhаламжа байгаа.
«Будамшуу» гэhэн онтохоной инсценированида ухибуудэй гэртэхин, хугжэмэй багша ба хумуужуулэгшэдэй ажал бидэнэртэ мурысоондэ илажа гарахадамнай ехэ туhатай байгаа. Манай команда III hуури эзэлээ.
Буряад хэлэн дээрээ угэнуудые, шулэгуудые, дуунуудые сээжэлдэлгэ, онтохо зужэглэн харуулалга ухибуудтэ ганса баяр асарна бэшэ. Харин ушоо оорын ундэhэн хэлэндэ дурлал хумуужуулэгдэнэ, hонирхол татагдана гэжэ хэлэхээр.
Хугжэмэй хумуужуулгын талаhаа сэсэрлигэй ухибуудтэ буряад хэлэндэ hонирхол татагдана, дуулаха дадал, шадабари хугжэнэ. Онтохон зужэглэлгэдэ ухибуудэй уранаар буряадаар дуугарха, хоорэхэ шадабари хугжэнэ.
Иимэ мурысоондэ хабаадажа ябахада, ухибуудтэ ехэ hонирхолтой байна. Энэ мурысоон унгэргэhэн эмхидхэгшэдтэ ехэ баярые хургэнэбди!

Шагай, шагай, шагайхан,
Шагай наадан аятайхан.

2023 оной мартын 3-да, Эдэрмэг тосхондо Хэжэнгын аймагай сэсэрлигуудэй дунда "Шагай наадан -2023" гэhэн мурысоон унгэроо. 14 булгэмууд нааданда хабаадаа. Тэдэнэй дунда манай "Сэсэг" сэсэрлиг булгэмуудэй дунда 5-дахи hуури эзэлээ.
Хумуужэмэлнуудэй дунда:
1 hуури - Ардан Балданов,
3 hуури - Золто Яковлев,
Валентина Баторовна Намсараева - 8hуури эзэлээ.


Методические разработки

Золотая осень

Приключения у Новогодней елки

Сагаалганай hайндэр

День матери

Зэрлиг амитад

Буряад хэлэнэй hайндэр

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».